Главная 16 Женские штучки 16 Как подготовить ребёнка к учёбе, помочь ребёнку в учёбе

Как подготовить ребёнка к учёбе, помочь ребёнку в учёбе

Скоро в школу: как помочь ребёнку в учёбе?

Несмотря на то, что всё больше голосов раздаётся в пользу того, что образование (как система) в современном мире не играет весомой роли в успешности я, как психолог, не могу согласиться с этой позицией.

Может быть современная система образования не даёт каких-то актуальных знаний, однако учит добывать их. У кого-то от рождения хорошие учебные навыки, у кого-то они слабей.

И поэтому такие дети нуждаются в помощи опытного взрослого, чтобы лучше усваивать материал. И, если вы ждёте от своего ребёнка хороших результатов, то вам не удастся просто проверить дневник и отсидеться в сторонке.

Вам тоже придётся учиться.

Итак, как оптимизировать учебный процесс, как лучшим образом использовать умственный ресурс ребёнка? Давайте изучим этот вопрос.

Содержание статьи:

Как подготовить ребёнка к учёбе, помочь ребёнку в учёбе

Родитель, ребёнок и азбука

Очевидно, что на первых ступенях учебной школьной жизни дети родителей, которые находят минутку чтобы позаниматься по учебной программе с ребёнком, оказываются более успешными и легче входят и в учебный процесс, и в новую для них ситуацию. При этом не стоит упускать из виду, что каждый ребёнок уникален и требует особого отношения не только учителей, но и родителей.

В частности, форма занятий для старшего ребёнка может не подходить второму чаду.

Ниже мы раскроем базовые пункты помощи ребёнку в учёбе, однако отметим, что ваша задача как родителя – найти особенности вашего ребёнка и подстроится под них. В конце концов, шурупы не забивают молотком.

Тёплые отношения с родителями крайне важны для детей до 10-11 лет. И более того, они сказываются на учебном процессе ребёнка. В принципе, до указанного возраста дети живут «для родителей».

То есть процесс учёбы сам по себе ещё не представляет для ребёнка ценности, а лишь является тем, что может доставить родителям удовольствие, а самому ребёнку – похвалу. Кстати, об эффективной похвале можете прочитать в одной из наших статей.

Безусловно, есть дети с крайне высокой познавательной мотивацией и они легко входят в учёбу и школу без особых трудностей, однако сегодня это скорее исключение, нежели правило.

Итак, возьмём на заметку: дети до 11 лет учатся для родителей. Для себя они смотрят мультики, играют и едят сладости.

Ребёнок попросту пока ещё не думает о том, что изучение чего-то может само по себе быть целью и доставлять удовольствие, и уж тем более не думает он о своём будущем. Итак, формируя организационный момент в учёбе ребёнка мы должны учитывать:

  1. личные интересы детей (очень часто игнорируются из-за непонимания)
  2. особенности ребёнка
  3. наличие свободного времени у ребёнка (дети должны играть!)

Почему важно учитывать интересы и график ребёнка?

  1. Во-первых, происходит резкая смена привычной жизни ребёнка после прихода в школу и это уже стресс.
  2. Во-вторых, тотально перекроив день ребёнка под учёбу вы рискуете столкнуться с сопротивлением с его стороны, а в первых классах рискуете попортить психосоматическое здоровье ребёнка.

И о какой учёбе в такой ситуации может идти речь? Вы не просто не используете весь потенциал ребёнка, а задавите развитие учебной мотивации, что в дальнейшем скажется не только на способности, но и на желании учиться. Вот несколько пунктов, которые стоит держать в голове, помогая ребёнку в учёбе:

  1. план должен быть всегда
  2. ребёнок не должен быть обделён вниманием
  3. решение учебных проблем «вместе» с ребёнком, а не «за него»
  4. ваше отношение к ребёнку не должно быть связано с успехами в учёбе
  5. уважение желаний ребёнка.

Общение с ребёнком

Развитие ребёнка происходит через общение – это я повторяю каждому своему клиенту. Детей необходимо понимать и более того – уметь быть понятыми ими.

Коммуникация в жизни ребёнка – это путеводная звезда в мир взрослости, на ней строятся отношения, она же влияет на обучение ребёнка и его способность к социальной активности. Общаясь с ребёнком с первых дней его жизни, вы создаёте надёжный тип привязанности, который и укрепит ваш авторитет и позже сыграет важную роль в личной жизни ребёнка.

И более того – это почва для обучения ребёнка.

Учёба занимает длительное время в жизни ребёнка и в общем-то является его основной задачей. И в какой-то момент общение (умение задавать вопросы, выстраивать диалог) становится основой обучения.

Отношения со сверстниками и домашними сильно влияют на этот процесс. Поэтому если ребёнок приходит из школы явно не в духе, то стоит попробовать поговорить с ни по душам.

Может он поссорился с друзьями или получил замечание от учителя. Такие разговоры помогают ребёнку лучше «переварить» произошедшее.

Однако оговорюсь, что начиная лет с 13 дети могут воспринимать это как попытку «влезть в душу».

В общем, такие мелкие неприятности в школе, даже не связанные с учёбой, могут серьёзно подкосить желание ребёнка учиться. Собственно, если ребёнок испытывает доверие к родителям и может поделиться своими переживаниями из школьной жизни – это помогает ему в диалоге лучше понять и себя, и поискать решение ситуации.

Ещё общение – это словарный запас ребёнка. Есть убедительные исследования, показывающие, что грамотность во многом связана с формальным количеством используемых слов ребёнком в общении. Порядка 70% детей, которые испытывают проблемы с общением, в дальнейшем обнаруживают трудности в процессе чтения.

Поэтому начиная с 4 лет стоит чаще общаться с ребёнком, использовать игры на развитие словарного запаса и просто обсуждать детские мелочи.

Об этом родители забывают редко, но иногда перегибают палку в составлении «плана жизни» ребёнка. И всё же – режимные моменты являются залогом успешности обучения.

Режим сна и отдыха, свободное время и прочие вещи помогут лучше контролировать состояние ребёнка, а также выработают у первоклассника лучшее понимание своего времени, а соответственно – появятся навыки управления им.

Правильная организация режим дня ребёнка является залогом его физического, психологического и умственного благополучия.

Режим дня позволят ребёнку структурировать свой день, чётко понимая, когда и что можно, а когда – как минимум нежелательно. Точная организация режима дня позволяет ребёнку уставать правильно, а именно – быть работоспособным в течение рабочего времени и уставать перед отходом ко сну.

Соответственно, ребёнок лучше справляется со школьной нагрузкой и защищён от переутомления.

Более того, не стоит забывать о том, что в период младшей школы мозг ребёнка продолжает развиваться и от качества отдыха зависит скорость развития и качество новых нейронных связей. Всё это помогает сформировать и характер ребёнка, и способы реагирования на проблемы и общую выносливость организма.

Перегрузка нервной системы ребёнка – это угроза здоровому развитию личности.

На состояние организма ребёнка влияет продолжительность каждого ключевого элемента распорядка дня:

  • — учёба
  • — занятия на воздухе/прогулки
  • — воспитательные процедуры
  • — игра
  • — приём пищи
  • — гигиена
  • — сон
  • — свободное время.

Важно отметить, что если у ребёнка остаётся достаточно времени перед отходом ко сну, то не стоит его забивать «развивашками», оставьте этот промежуток на свободную игру или развлечения.

Во-первых, это помогает снять напряжение дня, во-вторых, помогает ребёнку подобрать себе интересы. Безусловно, повторение одной и той же схемы изо дня в день помогает развить в ребёнке силу привычки, однако не стоит соблюдать план любой ценой: нужно уметь быть гибким.

Не стоит забывать об учёбе и в летний период. Ребёнку стоит время от времени давать какие-нибудь задания из материалов прошлого года для закрепления.

Родители нередко ухитряются проводить такие «вспоминательные» занятия в игровой форме, что не кажется ребёнку искусственно навязанной попыткой отнять у него время.

Используя задания напрямую, необходимо делать их вместе с ребёнком, чтобы он не чувствовал отчуждённости. Иногда полезно «подкреплять» подобное поведение какими-либо приятностями для ребёнка: поход в зоопарк, ласка или что-либо ещё.

Как развивать словарный запас ребёнка?

Богатство словарного запаса – это хорошая память, способность быстрее и точнее оценивать информацию, умение формулировать мысли и просто общая эрудированность. Поэтому стремление родителей обогатить лексикон ребёнка – вполне понятно.

Приведём несколько рекомендаций-шагов по развитию словаря ребёнка.

Развивать у ребёнка любовь к чтению – это развивать его словарный запас. Многие родители перестали читать своим детям, что я считаю в корне неправильным. Читайте детям (пока они сами не могут) перед сном сказки, истории или стихи.

Можно чередовать различные форматы произведений, чтобы ребёнок учился выделять в них и эмоционально-смысловые посылы.

Когда же ребёнок начинает читать сам – поощряйте его в этом. Помогайте в выборе книг, рекомендуйте что-то и читайте его книги сами: это же целое поле для дискуссий!

Самое главное – не считайте, что классика «на которой мы выросли» лучше поможет ребёнку в освоении богатства речи. В этом плане хороша почти любая книга, а более того – в современных книгах используется современный, реально используемый язык.

Прояснения

Многие вещи дети не понимают, ровно, как и слова. Фразеологизмы, новые слова (в том числе обсценная лексика) – помогайте детям прояснять смысл.

Поищите слово или фразу вместе с ребенком в словаре и онлайне, попросите ребёнка прочитать вслух значение той или иной фразы.

В случае с подцензурной лексикой не бойтесь объяснять ребёнку, что это значит, но не забывайте указывать на «плохость» слова.

Говори и объясняй

Речь должна быть чёткой. Но дети не всегда умеют правильно передать смысл или идею, а для того, чтобы научить ребёнка точности и ясности речи – вовлекайте его в диалоги и споры.

Обычно дети сами рассказывают что-то интересное им, вот вам и плацдарм для развертывания диалога. Более того, так вы сами лучше поймёте своего ребёнка. Иногда можно включать в такие разговоры какие-либо научные факты.

В частности, так автору статьи в детстве привили любовь к естественным наукам.

Не забывайте про эмоции в речи! Во-первых, они делают речь богаче, а во-вторых, дети внимательнее и лучше слушают речь, если в ней передаются какие-либо переживания. Монотонная речь – удел взрослых.

Более того, информация лучше запоминается, когда она завязана на эмоциях.

Словесные шахматы

В Интернете можно найти большое количество методик и пособий по играм, которые направленны на обогащение речи ребёнка. Используйте их! Например, сочинение историй или игра в «Виселицу» помогает ребёнку развивать мышление и точность подбора слов.

А ассоциативные игры помогают ребёнку лучше развить способность к мышлению и увеличить скорость генерации осознанной речи.

Выполнение домашних работ

Время учёбы – это время огромного потока информации, который надо понять, обработать, запомнить и использовать. Домашняя работа – важный фактор в закреплении знаний…если делать её правильно.

Помогая ребёнку делать работу, учите его самостоятельно искать материал в учебниках, экспериментировать, а самое непонятное – решайте с ним на примерах. Обычно 2-3 решенных схожих задания помогают ребёнку понять логику выполнения.

Ну и не стоит забывать о гигиене рабочего места – оно должно быть светлое, со всем необходимым и удобное для ребёнка.

Такой важный рацион

Питание – это энергия. А ещё – это помощь организму в биохимической регуляции памяти, внимания, мышления, физического состояния, настроения и многого другого.

Питание – крайне важный фактор для поддержания оптимального состояния ребёнка.

Безусловно, лучший вариант на день – это питание в столовой, поскольку в большинстве своём там предоставляют весьма сбалансированный рацион. Хотя проблема детей в том, что они не любят столовую еду.

В таких случаях стоит давать ребёнку еду с собой.

Полностью контролируется родителями завтрак и ужин ребёнка. Завтрак должен быть сытным – это должны быть каши на молоке, гренки, молочка, иногда (вкуса ради) – субпродукты вроде сарделек.

Ужин должен быть в большей степени белковым, а завтрак – углеводным.

Также стоит отметить тягу родителей кормить своих детей витаминами. На самом деле при откалиброванном меню (это долго и сложно, но возможно) витамины являются излишними, поскольку поступают естественным образом с пищей.

Полезными для развития нейронов и мозга являются:

  1. цинк
  2. магний
  3. железо
  4. B-витамин
  5. токоферолы класса Е-витаминов.

Всё это можно получить из:

  • — печень
  • — морковь
  • — капуста
  • — яйца
  • — растительные и оливковые масла
  • — кисломолочка.

Естественные протеины (белки), которые необходимы для «стройки» организма можно найти в:

Более того, стоит регулировать количество выпиваемой ребёнком воды. В среднем ребёнок должен выпивать порядка стакана воды в час.

Рекомендации психолога

Разделим нашу группу советов по возрастным категориям детей: начнём с начальных классов.

Ребёнка необходимо заранее подготовить к школьной жизни. Можно делать это в диалогах, можно в играх, иногда – отправить ребёнка в «нулёвку».

Более того, стоит поощрять интерес на знакомства ребёнка с чем-то новым и неизвестным – это поможет ребёнку легче справится с новой ситуацией в школе, ведь для него это – окутанная мраком сфера жизни.

Не забывайте о том, что у ребёнка есть друзья – приглашайте их в гости и устраивайте с родителями совместные мероприятия – это поможет детям снимать стресс от учёбы, лучше знакомится и учиться качественно выстраивать общение. Помогайте детям влиться в учёбе через дисциплину – запрещая или разрешая что-то всегда поясняйте почему вы делаете так, а никак иначе.

Для средней школы рекомендуется сделать упор на комфорте обучения. В этом возрасте уже проявляются первые учебные интересы и необходимо дать им почву для роста.

Не ограничивайте доступ ребёнку в интернет, поощряйте его сомнения и стремление «докопаться до сути». Учитесь помогать детям искать информацию, воспринимать критику и принимать помощь.

На этом этапе также важна эмоциональная поддержка ребёнка.

Делитесь с ребёнком своими знаниями и учитесь у него! При необходимости можно помочь ребёнку организовать своё свободное время.

И для «старших» классов – не ограничивайте познавательные интересы ребёнка, если даже они вам непонятны. Изучайте альтернативные точки зрения и помогайте детям сформировать свою позицию по каким-либо вопросам. А самое главное – не забывайте про свободу.

Более того, умейте адекватно, без криков воспринимать какие-то проблемные ситуации ребёнка в школе. Ведь так вы демонстрируете стиль решения проблем, а пустой крик – это лишь порча отношений.

И, наконец, родители – это те люди, к которым ребёнок не должен боятся прийти за помощью. Показывайте своим детям, что вы готовы помочь им в любой ситуации и что вы – строги, но справедливы.

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте.

О admin

x

Check Also

Краснуха при беременности: симптомы, последствия, лечение

Как не заболеть инфекционными заболеваниями при беременности Содержание статьи: Диагностика краснухи у беременных обнаружение красных и розовых пятен, являющихся главным признаком краснухи. Пятна на коже появляются через сутки или двое ...

Интерьер спальни в современном стиле

Основным элементом при создании определенного стиля современной спальной комнаты должен оказаться темперамент хозяина комнаты – все остальное подбирается и подстраивается исключительно под него. Перед реконструкцией спальни определите спектр ощущений, который ...

Бюджетный отдых за границей

Как сэкономить на путешествии за границу Выезды за рубеж недёшевы, особенно учитывая курс рубля. Вот 5 вещей, которые позволят сэкономить ещё на стадии подготовки к отпуску. Содержание статьи: Кто раньше ...

Модные джинсы 2019, фото

Модные джинсы осень — зима фото А вы уже знаете какие джинсы станут модными этой осенью? Осень 2019 порадует нас разнообразием стилей и цветов. Освобождайте место в шкафу, вы же ...

Рейтинг@Mail.ru