Главная 16 Магия и гадания 16 Тема урока: Кукла-берегиня

Тема урока: Кукла-берегиня

Тема урока: “Кукла-берегиня”.

Цель: Пробудить познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.

Образовательные

  1. Расширить и закрепить знания и умения по технике работы с берестой, используя разные способы украшения народного костюма.
  2. Совершенствование умений работы с технологической инструкционной картой.

Воспитательные

  1. Изучая историю родного края, развивать кругозор обучающихся через ознакомление с символикой и атрибутикой обряда.
  2. Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.

Развивающие

  1. Продолжить развивать кругозор обучающихся через знакомство с куклами наших бабушек, с игрушками, показать красоту и самобытность берестяных кукол.
  2. Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся, навыки коллективного труда.

Основные понятия: сарафанная и понёвная форма одежды, оберёг, конусная кукла.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая.

Оборудование: материалы, инструменты, инструкционные карты, памятка, таблицы, схемы, макеты кукол.

Девиз урока: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”. (Русская народная пословица).

“Умелые руки не знают скуки”. (Русская народная пословица).

План урока:

  • Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  • Вступительная часть. Тема, цель.
  • Изучение нового материала: а) из истории кукол; б) отделка костюма.
  • Объяснения задания (практическая часть): а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия конусных кукол, материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.
  • Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.
  • Итог урока: а) анализ работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание.
  • Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.
  • 1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя.

    — Знакомство с традицией и нравственным смыслом начинается с чтения сказки “Василиса Прекрасная”.

    “В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…

    Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.

    Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, янко, береста). Иногда куклу помещали притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.

    В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.

    Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. В нашем регионе проживают люди разных национальностей, их насчитывается более 150.

    У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

    Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл.

    Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

    По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом (рисунок 1).

    Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм не возможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.

    Особенность русского народного костюма плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений.

    В женском костюме как вы уже знаете, существовала две формы: сарафанная и поневная (рисунок 2 – понёвная, рисунок 3 – сарафанная).

    О admin

    x

    Check Also

    Кукла Веснянка

    Кукла Веснянка — славянский оберег, символизирующий красоту и жизнь. Куклу дарили близким людям в начале весны. Считалось, что она приносит своему владельцу здоровье и удачу. В культуре многих народов мира ...

    Знаки и символы на амулетах, талисманах и оберегах

    Наш с вами жизненный путь полон тревог, хлопот, неожиданностей (приятных и не очень), потерь, расставаний… Что бы ни происходило в жизни, каждый из нас всегда старается обезопасить от всяческих невзгод ...

    Свадебная кукла Мировое Дерево своими руками

    D51000 9 января 2015 РукоделиеСамоделки для детейкуклы и игрушки В сегодняшнем мастер классе мы научимся собственноручно изготавливать подарок самоделку для молодоженов. Мы изготовим древнерусскую куклу оберег — «мировое дерево». Свадебная ...

    ПТИЧКА-ОБЕРЕГ ИЗ ШПАГАТА, Страна Мастеров

    Кукла Мастер-класс Плетение ПТИЧКА-ОБЕРЕГ ИЗ ШПАГАТА Бусины Нитки Шпагат Добрый день всем, кто заглянул! Раньше я уже делала МК по птичке, но она была несколько иной. Крылья и их декор ...

    Рейтинг@Mail.ru