Главная 16 Льготы молодым семьям 16 Критерии нуждаемости при переходе на адресные выплаты детских пособий в регионах страны в 2017 году

Критерии нуждаемости при переходе на адресные выплаты детских пособий в регионах страны в 2017 году

Принцип адресности и нуждаемости при выплате детских пособий в регионах

Еще в начале 2015 года на заседании президиума Госсовета РФ по социально-экономической ситуации в регионах Президент озвучил директивы относительно дальнейшего развития социальной политики страны на основании критериев нуждаемости для адресного предоставления пособий и иных государственных выплат.

Адресность предполагает выплату помощи из средств бюджета только семьям или отдельным гражданам, испытывающим нужду из-за низкого дохода. Закономерно ожидать от предложенного принципа экономию бюджетных средств с сохранением поддержки гражданам, которые в ней действительно нуждаются.

Между тем, пока задача разрабатывать детально критерии адресности и внедрять их применение на практике возлагается на руководство каждого региона в отдельности. В отношении региональных детских пособий адресность и нуждаемость уже сейчас реализуется самыми разнообразными способами.

Критерии нуждаемости при переходе на адресные выплаты детских пособий в регионах страны в 2017 году

Категориальный и адресный подход к назначению социальных выплат

В оправдание адресного принципа озвучивается мысль, что категориальный (общий) подход, разработанный в СССР и применяемый по настоящее время, давно себя не оправдывает, а весь цивилизованный мир давно пользуется комбинацией категориальности и адресности.

При этом выплаты, нацеленные на поддержание демографической ситуации и социальную поддержку семей с детьми, по действующему сейчас федеральному законодательству пока не предусматривают назначение по принципу нуждаемости.

В целом при назначении мер социальной поддержки по адресному подходу следует придерживаться принципа заявительной инициативы со стороны нуждающегося гражданина:

  • он должен заявить о своей нужде, если считает, что действительно имеет право получать пособия и выплаты;
  • задача органов социальной защиты при этом — проверить его нуждаемость по определенным показателям (критериям).

В Минэкономразвития введение новых принципов социальной политики и фактическую отмену выплаты пособий и предоставления социальных льгот по категориям в целом одобряют, однако призывают делать это более разборчиво.

Для практической реализации адресного подхода главам субъектов федерации было поручено составить антикризисный план с установлением принципов оценки граждан, удовлетворяющих критерию нуждаемости. Как к реализации этой задачи на практике подошли регионы?

Как показала практика, на местах данную задачу все поняли по-своему. Руководящий состав многих регионов попросту принял решение полностью ликвидировать большинство действующих социальных выплат, заменив их на пособия малообеспеченным для максимального снижения бюджетного дефицита.

  • Курганская область перестала выплачивать единовременную сумму на рождение или усыновление детей, в том числе сирот и детей-инвалидов (791 рубль, 20 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно). Однако при этом в полном объеме продолжается выплата регионального материнского капитала в размере 350 тыс. рублей.
  • Руководство Ярославской области посчитало нужным отказаться от региональной единовременной выплаты при рождении второго и последующих детей, а также не оказывать дополнительную помощь беременным, ставшим на учет в женской консультации на ранних сроках.
  • В нескольких субъектах РФ приостановлены выплаты на питание детей из социально уязвимых семей. С другой стороны, в Кировской области введены дополнительные адресные выплаты для предотвращения рисков недоедания.
  • Некоторые области обеспечивают детей бесплатным молоком и возмещают 30% отплаты за детсад лишь семьям, имеющим среднедушевой доход менее прожиточного минимума. По такому же критерию бесплатный проезд для школьников, медицинские препараты детям 3-6 лет и возмещение 50% на оплату услуг ЖКХ оставили лишь многодетным семьям.
  • Во многих регионах бесплатные обеды в школе выдаются только школьникам из малообеспеченных семей и инвалидам.
  • Саратовская область за счет урезания соцвыплат планирует сэкономить 400 млн. рублей. Возможно, в этом регионе полностью отменят компенсации за оплату детсада, которые составляют соответственно 20%, 50% и 70% на первого, второго, третьего и более детей.

Проблемы в разработке единых критериев нуждаемости

К определению семей, которым действительно нужны меры социальной поддержки, в регионах применяется вариативный подход. Для определения тех, кто оказался за чертой бедности, используют разные показатели:

  • среднедушевой доход по области или краю;
  • однократный размер прожиточного минимума;
  • его сумма, умноженная на коэффициенты 1.5, 2 и даже 2.5 (размер коэффициент зависит от соотношения поступлений в бюджет и дефицита финансов в регионе).

Например, несколько областей оставили возможность детям из многодетных малообеспеченных семей получать бесплатные завтраки и не платить за проезд. Но где-то малообеспеченность — это один прожиточный минимум на человека, а где-то — полтора. В Санкт-Петербурге подошли к вопросу с другой стороны. С начала 2016 года дополнительное ежемесячное детское пособие будет выплачиваться только служащим бюджетной сферы, у которых есть двое и более детей.

По приведенным примерам можно сделать вывод, что некоторые регионы вообще не хотят просчитывать коэффициенты и заниматься какой-либо соцподдержкой, из-за чего и сокращены до нуля многие пособия. Возможно, происходит это из-за недостаточно четкого определения социальных целей и соотношения показателей «экономия бюджета — соцподдержка».

Процесс разработки критериев для адресной поддержки населения еще не завершен. Формально, по словам Президента, социальные программы не отменяются. Однако фактически это выглядит немного иначе.

Отсутствие указаний урезать определенный процент от проводимых ранее соцвыплат — это, скорее, хорошо. Но не начнут ли регионы соревноваться между собой в том, кому больше удастся сэкономить? С другой стороны, показать слишком большую и стремительную экономию — значит, выявить несостоятельность предыдущей политики в плане соцподдержки.

По поводу критериев адресности и нуждаемости руководствам регионов была дана полная свобода. Более того, их полномочия в установлении адресных мер социальной поддержки вскоре могут быть расширены принятием ряда поправок на уровне федеральных законов.

Уже сейчас признаки нуждаемости могут существенно отличаться даже в соседних областях. Это способно вызвать здоровое недовольство граждан, не получивших материальную помощь, тогда как их товарищам или родственникам из соседнего города повезло больше.

Важным является также вопрос популяризации программы, технической возможности ее воплощения и информирования населения. Как нуждающаяся семья, живущая в отдаленной местности, узнает о своих правах и сможет «выбить» соц. доплату? Опять же, из отдаленных сел тяжело добираться и подавать заявление.

Скорее всего, сэкономить получится. Однако адресную помощь получат далеко не все нуждающиеся, даже подходящие под региональные критерии.

В нашем обществе многие семьи с детьми относятся к таким, которые зачастую живут если не на грани нищеты, то на пороге бедности. Лишать их детских пособий выглядит просто безумием. Куда качнется маятник реформ в данном случае? Урежут ли пособия на детей или снимут полностью, как это уже сделали в нескольких субъектах федерации?

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Детские пособия во Владикавказе и Северной Осетии в 2017 году через Соцзащиту и МФЦ

Пособия на детей во Владикавказе и Северной Осетии — Алании Республика Северная Осетия — Алания характеризуется низким уровнем дохода большей части населения (около 15% семей живут за чертой бедности) и недостаточностью республиканского бюджета, но при этом высокой рождаемостью.

Детские пособия в Татарстане в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка через Соцзащиту

Детские пособия в Казани и Республике Татарстан Республика Татарстан (РТ) отличается высокой рождаемостью. Местные власти считают, что родителей не нужно дополнительно стимулировать к деторождению.

Детские пособия в Чукотском автономном округе: виды, необходимые документы, адреса

Детские пособия в Чукотском автономном округе и Анадыре На протяжении последних лет численность населения Чукотского АО все время снижалась. Чтобы исправить ситуацию, его правительство приняло специальные меры, способствующие улучшению ситуации.

Пособие при рождении ребенка в Москве в 2017 году: размер единовременной выплаты и порядок оформления через городской Портал госуслуг и МФЦ Мои документы

Как в Москве получить федеральное единовременное пособие при рождении ребенка Единовременное пособие выплачивается при рождении каждого ребенка одному из родителей независимо от трудоустройства и социального положения.

Единовременное пособие при рождении тройни в Москве в 2017 году: размер и порядок оформления выплаты через городской Портал госуслуг ПГУ

Как получить единовременное пособие в Москве в связи с рождением одновременно трех и более детей Дополнительное пособие при одновременном рождении трех и более живорожденных детей в Москве может быть оформлено в электронном виде путем подачи соответствующего заявления через Портал городских услуг WWW.

Единовременное пособие на компенсацию расходов при рождении или усыновлении ребенка в Москве в 2017 году: пошаговая инструкция для оформления городской выплаты через Портал госуслуг (ПГУ)

Как получить единовременную компенсацию на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка Согласно Приложению 1 к постановлению Правительства Москвы № 735-ПП от 9.12.2014 года, единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов при рождении или усыновлении ребенка составляет на сегодняшний день: на первого ребенка — 5500 рублей; на второго и последующих детей — 14500 рублей.

Детские пособия в Ярославле в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Ярославской области через Соцзащиту

Детские пособия в Ярославле и Ярославской области Ярославская область в 2017 году отличается впечатляющим количеством детских пособий, охватывающих многие категории семей.

Детские пособия в Новосибирске в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Новосибирской области через Соцзащиту

Детские пособия в Новосибирске и Новосибирской области Новосибирская область (НСО) — регион, очень продвинутый в плане местных выплат на детей. Областных детских пособий тут огромное множество — наряду с Москвой и Подмосковьем здесь, наверное, выплат семьям с детьми больше, чем в других субъектах России.

Пособия на детей в Сахалинской области и Южно-Сахалинске в 2017 году через Соцзащиту и МФЦ

Детские пособия в Южно-Сахалинске и Сахалинской области Социальная поддержка в Сахалинской области хорошо развита и по меркам большинства регионов страны беспрецедентна.

Детские пособия в Калининграде в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Калининградской области через Соцзащиту

Детские пособия в Калининграде и Калининградской области Система пособий семьям с детьми в Калининградской области призвана улучшить демографию региона, положительно повлиять на благосостояние родителей и подрастающего поколения.

Детские пособия в Твери в 2017 году: государственные и региональные выплаты на ребенка в Тверской области через Соцзащиту

Детские пособия в Твери и Тверской области Приоритеты социальной политики в Тверской области на 2017 г. остались теми же, как и до этого: увеличение рождаемости и социальной стабильности.

Детские пособия в Уфе и Башкирии в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Республике Башкортостан через Соцзащиту

Детские пособия в Уфе и Республике Башкортостан В 2017 году родители Башкирии имеют право как на общие федеральные выплаты, так и на дополнительные региональные пособия. Первые выплачиваются из государственного бюджета и распространяются на всех жителей России.

Детские пособия в Туле в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Тульской области через Соцзащиту

Детские пособия в Туле и Тульской области В демографическом плане Тульская область является одной из наименее благополучных в России. Для региона характерны очень низкая рождаемость, отток молодого населения в находящуюся рядом Московскую агломерацию, а также депрессивная экономика.

Детские пособия в Воронеже в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Воронежской области через Соцзащиту

Детские пособия в Воронеже и Воронежской области С 1995 года количество постоянных жителей области постоянно убывает. В связи со сложившейся демографической ситуацией, в области приняты социальные меры для поддержки жителей, имеющих детей, за счет средств из регионального бюджета.

Детские пособия в Архангельске в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Архангельской области через Соцзащиту

Детские пособия в Архангельске и Архангельской области Пособия на детей в Архангельской области, как и в других регионах РФ, делятся на две большие группы: федеральные и региональные.

Детские пособия в Пензе в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Пензенской области через Соцзащиту

Детские пособия в Пензе и Пензенской области В Пензенской области действуют федеральные и региональные детские соцпособия. Первые выплачиваются из государственной казны по категориальному принципу, независимо от материального положения семьи и других условий.

Детские пособия в Екатеринбурге в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Свердловской области через Соцзащиту

Детские пособия в Екатеринбурге и Свердловской области Как и в других субъектах РФ, в Свердловской области детские пособия делятся на две большие группы: федеральные и региональные.

Детские пособия в Ижевске в 2017 году: государственные и региональные выплаты на ребенка в Республике Удмуртия через Соцзащиту

Детские пособия в Ижевске и Республике Удмуртия Как и в других регионах, в Удмуртии действует два вида пособий на детей: основные — федеральные (из госбюджета) и дополнительные — региональные (из местного бюджета). Бывают также социальные выплаты с частичным или полным субсидированием из госбюджета, однако в Удмуртии они не встречаются.

Рейтинг@Mail.ru