Главная 16 Исскуство для души 16 Транспонирование музыки, Музыкальный класс

Транспонирование музыки, Музыкальный класс

Транспонирование музыки

Транспонирование музыки, Музыкальный класс

Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.

В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.

В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.

Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:

1) транспонирование на заданный интервал;

Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:

Транспонирование музыки, Музыкальный класс

Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.

Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор. Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз. Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:

Транспонирование музыки, Музыкальный класс

Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).

При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:

Транспонирование музыки, Музыкальный класс

Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:

а) Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.

б) Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.

Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным. Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно. Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:

Транспонирование музыки, Музыкальный класс

Транспонирование музыки, Музыкальный класс

В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:

  1. Всегда транспорте анализируйте в исходном варианте – определите тональность, опорные ступени, строение мелодии, движение по звукам аккордов и т.д.
  2. Обязательно представляйте себе ту тональность, в которую направлен транспорт – сразу же определите в ней ключевые знаки и основные функции.

Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!

О admin

1 комментарий

  1. Влад Альхимович

    Спасибо большое!!!

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Как научиться петь, если нет слуха, или, Что делать, если «медведь на ухо наступил», Музыкальный класс

Как научиться петь, если нет слуха, или, Что делать, если «медведь на ухо наступил»? Бывает так, что человек очень хочет научиться петь, но окружающие, часто незнающие, люди говорят ему, что ничего не выйдет, потому что слуха у него якобы нет.

Как играть на скрипке: основные техники игры, Музыкальный класс

Как играть на скрипке: основные техники игры Новый пост о том, как играть на скрипке. Ранее вы уже познакомились с устройством скрипки и её акустическими особенностями, а сегодня в центре внимания – техника игры на скрипке.

Кроссворд по жизни и творчеству Моцарта, Музыкальный класс

Кроссворд по жизни и творчеству Моцарта Доброго времени суток, дорогие друзья! Представляю новый музыкальный кроссворд «Жизнь и творчество Вольфганга Амадея Моцарта». Моцарт – гений музыки, прожил совсем немного (1756-1791), всего 35 лет, но всё что он успел сделать за своё пребывание на Земле, просто потрясает Вселенную.

Рейтинг фирм-производителей фортепиано, Музыкальный класс

Рейтинг фирм-производителей фортепиано Говорят, гениальный Рихтер не любил выбирать рояль перед своим выступлением. Его игра была блестящей вне зависимости от бренда фортепиано.

Музыкальная эксцентрика, Музыкальный класс

Музыкальная эксцентрика Музыкальная эксцентрика – ёмкое, яркое и очень любопытное художественное явление. Под ним понимают исполнение музыки на различных предметах, которые применяются в качестве музыкальных инструментов.

Упражнения для развития музыкального слуха, Музыкальный класс

Упражнения для развития музыкального слуха: пора делиться секретами! Музыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.

Учитесь в музыкальной школе, Музыкальный класс

Учитесь в музыкальной школе Почему не следует упускать возможность поучиться в музыкальной школе? Наверное, у каждого из нас есть знакомые, которые когда-то ходили в музыкальную школу и по разным причинам бросили занятия, так и не окончив курс.

Самые известные марши, Музыкальный класс

Самые известные марши Марш — это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка, Музыкальный класс

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка. Все слышали о Пифагоре и его теореме, но далеко не все знают о том, что это был великий мудрец, который повлиял на древнегреческую и древнеримскую культуру, оставив неизгладимый след в мировой истории.

Как быстро выучить стихотворение, Музыкальный класс

Как быстро выучить стихотворение? Знания о том, как быстро выучить стихотворение могут пригодиться не только школьнику или студенту, но и любому человеку. В принципе, на всём протяжении жизни приходиться что-то запоминать, заучивать.

Что такое знаменный распев: значение, история, виды, Музыкальный класс

Что такое знаменный распев: значение, история, виды Русская церковная музыка началась со знаменного распева, возникшего во времена крещения Руси. Его название связано с использованием для его записи особых знаков нотации – «знамен». Их затейливые наименования связаны с графическим изображением: скамейца, голубчик, чашка, два в челну и др. Визуально знамена (иначе – крюки) представляют собой комбинирование чёрточек, точек и запятых.

Как стать регентом церковного хора, Музыкальный класс

Как стать регентом церковного хора? Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать, Музыкальный класс

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать? Из предлагаемой статьи вы узнаете, отчего некоторые студенты-музыканты не любят сольфеджио и гармонию, почему так важно полюбить эти учения и регулярно заниматься ими, и какого результата достигают те, кто благоразумно с терпением и со смирением подходят к изучению этих дисциплин.

Любимые блюда композиторов, Музыкальный класс

Любимые блюда композиторов: кулинарные симфонии… Никогда не знаешь, где тебя караулит вдохновение. В осеннем парке, в кабинете или у плиты на кухне.

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков, Музыкальный класс

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом.

Простые аккорды для пианино, Музыкальный класс

Простые аккорды для фортепиано Сегодня поговорим о том, как играть аккорды на фортепиано, и о том, как гитарные аккорды превратить в аккорды для пианино. Впрочем, можно сыграть всё те же аккорды на синтезаторе и вообще на любом другом инструменте.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней.

Ох уж эти тритоны сольфеджио, Музыкальный класс

Ох, уж эти тритоны сольфеджио! Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Рейтинг@Mail.ru