Главная 16 Исскуство для души 16 Тема музыки в литературных произведениях, Музыкальный класс

Тема музыки в литературных произведениях, Музыкальный класс

Тема музыки в литературных произведениях

Что заложено в основу музыкальных и литературных произведений, что вдохновляет их сочинителей? Их образы, темы, мотивы, сюжеты имеют общие корни, они рождаются из реальности окружающего мира.

И пусть музыка и литература находят своё выражение в совершенно разных языковых формах между ними много общего. Наиважнейшим стержнем родства этих видов искусств является интонация. Ласковые, печальные, радостные, тревожные, торжественные и взволнованные интонации встречаются и в литературной, и в музыкальной речах.

Тема музыки в литературных произведениях, Музыкальный класс

В соединении слова и музыки рождаются песни и романсы, в которых, кроме словесного выражения эмоций, душевное состояние передаётся посредством музыкальной выразительности. Ладовая окраска, ритм, мелодика, формы, аккомпанемент создают неповторимые художественные образы. Всем известно, что музыка и без слов, одними только сочетаниями звуков, способна вызывать в слушателях самые разные ассоциации и внутренние волнения.

«Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем постигает её разум»

Каждый из людей по-своему относится к музыке — для одних это профессия, для других хобби, для третьих лишь приятный фон, но все знают о роли этого искусства в жизни и судьбе человечества.

Но у музыки, способной тонко и волнующе выразить состояние души человека, всё же ограниченные возможности. При её бесспорном богатстве на эмоции, она лишена конкретики — чтобы до конца увидеть образ, посылаемый композитором, слушатель должен «включить» фантазию. Да мало того, в одной печальной мелодии разный слушатель «увидит» различные образы — осенний дождливый лес, прощание на перроне влюбленных или трагизм похоронного шествия.

Вот почему для обретения большей наглядности, этот вид искусства вступает в симбиозы с другими искусствами. И, чаще всего, с литературой. Но симбиоз ли это? Зачем авторы — поэты и прозаики — так часто касаются темы музыки в литературных произведениях? Что даёт читателю образ музыки между строк?

По мнению Кристофа Глюка, знаменитого венского композитора, «музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок». А для Стефана Малларме, теоретика символизма, музыка — это дополнительный объём, дарующий читателю более яркие, выпуклые изображения реалий жизни.

Разные языки воспроизведения и способы восприятия этих видов искусств делают их непохожими, далекими друг от друга. Но цель, как у любого языка, одна — донести информацию от одного человека до другого. Слово, в первую очередь, обращено к разуму и лишь потом к чувствам. Но ко всему и не всегда можно подобрать словесное описание. В такие полные волнения минуты на помощь приходит музыка. Так она проигрывает слову в конкретике, но побеждает в эмоциональных окрасках. Вместе же слово и музыка почти всесильны.

А некоторые писатели и сами сочиняли музыку. Мало кто знает, что один из самых известных русских вальсов написал А. Грибоедов, знаменитый автор пьесы «Горе от ума»…

Поэт Б. Пастернак был близким другом А. Скрябина и сам мечтал стать композитором. Интересно, какая поэзия сокрыта в его фортепианных прелюдиях и сонатах?

Мелодии «звучащие» в контексте романов, рассказов и повестей включены в эти произведения не случайно. Они несут в себе кладезь информации, выполняют определенные функции:

  • Музыкальная тема как сюжетный стержень произведения литературы (тема музыки в литературных произведениях Льва Николаевича Толстого «Крейцерова соната», «После бала»).
  • Использование музыкальных образов для более объёмного изображения психологической характеристики литературных героев («Крейцерова соната» — музыка, как «двойник» персонажа)
  • Авторская идея литератора основана на образе музыканта, его представлений о жизни, музыке, окружающих людях (как в произведениях «Моцарт и Сальери» Александра Сергеевича Пушкина и «Кавалер Глюк» Теодора Амадея Гофмана).
  • Создание литературного произведения по структуре музыкального («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина структурно схож с «Реквиемом», последним шедевром гениального композитора, стихотворения Афанасия Фета приятно напоминают романс, а кое-что из Бориса Пастернака — музыкальную импровизацию).

Тема музыки в литературных произведениях чувствуется и в активном использовании средств создания образов. Повторы, звукопись, образы-лейтмотивы — всё это пришло в литературу из музыки.

«… искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом». Ромен Роллан

Так образ музыки между строк «оживляет», добавляет «краску» и «объём» одномерным изображениям характеров персонажей и событиям, переживаемым ими на страницах литературных произведений.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Как научиться петь, если нет слуха, или, Что делать, если «медведь на ухо наступил», Музыкальный класс

Как научиться петь, если нет слуха, или, Что делать, если «медведь на ухо наступил»? Бывает так, что человек очень хочет научиться петь, но окружающие, часто незнающие, люди говорят ему, что ничего не выйдет, потому что слуха у него якобы нет.

Как играть на скрипке: основные техники игры, Музыкальный класс

Как играть на скрипке: основные техники игры Новый пост о том, как играть на скрипке. Ранее вы уже познакомились с устройством скрипки и её акустическими особенностями, а сегодня в центре внимания – техника игры на скрипке.

Кроссворд по жизни и творчеству Моцарта, Музыкальный класс

Кроссворд по жизни и творчеству Моцарта Доброго времени суток, дорогие друзья! Представляю новый музыкальный кроссворд «Жизнь и творчество Вольфганга Амадея Моцарта». Моцарт – гений музыки, прожил совсем немного (1756-1791), всего 35 лет, но всё что он успел сделать за своё пребывание на Земле, просто потрясает Вселенную.

Рейтинг фирм-производителей фортепиано, Музыкальный класс

Рейтинг фирм-производителей фортепиано Говорят, гениальный Рихтер не любил выбирать рояль перед своим выступлением. Его игра была блестящей вне зависимости от бренда фортепиано.

Музыкальная эксцентрика, Музыкальный класс

Музыкальная эксцентрика Музыкальная эксцентрика – ёмкое, яркое и очень любопытное художественное явление. Под ним понимают исполнение музыки на различных предметах, которые применяются в качестве музыкальных инструментов.

Упражнения для развития музыкального слуха, Музыкальный класс

Упражнения для развития музыкального слуха: пора делиться секретами! Музыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.

Учитесь в музыкальной школе, Музыкальный класс

Учитесь в музыкальной школе Почему не следует упускать возможность поучиться в музыкальной школе? Наверное, у каждого из нас есть знакомые, которые когда-то ходили в музыкальную школу и по разным причинам бросили занятия, так и не окончив курс.

Самые известные марши, Музыкальный класс

Самые известные марши Марш — это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка, Музыкальный класс

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка. Все слышали о Пифагоре и его теореме, но далеко не все знают о том, что это был великий мудрец, который повлиял на древнегреческую и древнеримскую культуру, оставив неизгладимый след в мировой истории.

Как быстро выучить стихотворение, Музыкальный класс

Как быстро выучить стихотворение? Знания о том, как быстро выучить стихотворение могут пригодиться не только школьнику или студенту, но и любому человеку. В принципе, на всём протяжении жизни приходиться что-то запоминать, заучивать.

Что такое знаменный распев: значение, история, виды, Музыкальный класс

Что такое знаменный распев: значение, история, виды Русская церковная музыка началась со знаменного распева, возникшего во времена крещения Руси. Его название связано с использованием для его записи особых знаков нотации – «знамен». Их затейливые наименования связаны с графическим изображением: скамейца, голубчик, чашка, два в челну и др. Визуально знамена (иначе – крюки) представляют собой комбинирование чёрточек, точек и запятых.

Как стать регентом церковного хора, Музыкальный класс

Как стать регентом церковного хора? Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать, Музыкальный класс

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать? Из предлагаемой статьи вы узнаете, отчего некоторые студенты-музыканты не любят сольфеджио и гармонию, почему так важно полюбить эти учения и регулярно заниматься ими, и какого результата достигают те, кто благоразумно с терпением и со смирением подходят к изучению этих дисциплин.

Любимые блюда композиторов, Музыкальный класс

Любимые блюда композиторов: кулинарные симфонии… Никогда не знаешь, где тебя караулит вдохновение. В осеннем парке, в кабинете или у плиты на кухне.

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков, Музыкальный класс

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом.

Простые аккорды для пианино, Музыкальный класс

Простые аккорды для фортепиано Сегодня поговорим о том, как играть аккорды на фортепиано, и о том, как гитарные аккорды превратить в аккорды для пианино. Впрочем, можно сыграть всё те же аккорды на синтезаторе и вообще на любом другом инструменте.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней.

Ох уж эти тритоны сольфеджио, Музыкальный класс

Ох, уж эти тритоны сольфеджио! Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Рейтинг@Mail.ru