Главная 16 Исскуство для души 16 Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях), Музыкальный класс

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях), Музыкальный класс

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)

Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей. Для создания такого шифра, «спрятанного» в музыке, используется буквенная и слоговая нотация.

Составление монограммы требует большой творческой изобретательности, если учесть, что она содержит не только конструктивное начало, но и является носителем определённого подтекста музыкальной композиции. Раскрывали загадку шифров сами авторы в письмах и дневниковых записях.

Музыкальные монограммы существуют в сочинениях композиторов разных времён и народов. В эпоху барокко монограмма бытует чаще всего в составе тематического материала двух значительных музыкальных жанров – фантазии и фуги, достигших совершенства в творчестве И.С. Баха.

Фамилию BACH можно представить в виде музыкальной монограммы: си-бемоль (B) – ля (A) – до (C) – си-бекар (H) . Она встречается часто в сочинениях композитора, растворяясь в музыкальной ткани, приобретая значение символа. И.С. Бах был глубоко религиозной личностью, его музыка – это богообщение (разговор с Богом). Композитор используют монограмму не для увековечивания своего имени, а для выражения своеобразного музыкального миссионерства.

Как дань уважения великому И.С. Баху, его монограмма звучит в сочинениях многих других композиторов. Сегодня известно более 400 произведений, композиционной основой которых является мотив BACH . Очень ярко слышна баховская монограмма в теме фуги Ф. Листа из его Прелюдии и фуги на тему BACH.

Ф. Лист Прелюдия и фуга на тему BACH

В XIX в. музыкальные монограммы являются интонационным началом многих произведений композиторов-романтиков, тесно соприкасаясь с принципом монотематизма. Романтизм окрашивает монограмму в личностные тона. Звуковые коды запечатлевают сокровенный внутренний мир творца музыкального сочинения.

В обаятельном «Карнавале» Р. Шумана на протяжении всего произведения слышно настойчивое варьирование мотива A-Es-C-H, в нем скрывается монограмма композитора (SCHA) и название маленького чешского города Аш (ASCH) , где встретил юный Шуман свою первую любовь. Автор открывает слушателю конструкцию музыкальных зашифровок фортепианного цикла в пьесе «Сфинксы».

Музыку прошедшего и нынешнего столетий характеризует усиление рационального начала. Возможно, поэтому музыкальные монограммы и анаграммы (перестановка знаков исходного кода) столь часто встречаются в музыкальных композициях современных авторов. В одних, найденных композиторами творческих решениях, они приобретают значение идеала, восходящего к духовным ценностям прошлого (как в случае с монограммой BACH ), в других – обнаруживается намеренное искажение высокого значения музыкального кода и даже трансформация его в негативную сторону. А иногда код является некоей забавой для композитора, склонного к юмору.

Например, Н.Я. Мясковский мягко пошутил над своим педагогом по классу композиции А.К. Лядовым, используя оригинальный мотив – B-re-gis – La-do-fa, что означает в переводе с «нотного языка» — «берегись Лядова» (Третий струнный квартет, побочная партия 1-ой части).

Известные монограммы Д.Д. Шостаковича – DEsCH и Р. Щедрина – SH CHED слились в «Диалоге с Шостаковичем», написанном Р.К. Щедриным. Выдающийся мастер создания музыкальных зашифровок, Щедрин написал оперу «Левша» и посвятил ее 60-летию дирижера Валерия Гергиева, используя в музыке этого интереснейшего произведения именную монограмму юбиляра.

Автор – Алла Чайка

Очень интересная информация о зашифрованных в нотах именах. Интересно, кто -нибудь может подсказать: чья это монограмма — HADDG. Где-то мне попадалась информация, что это монограмма Гайдна. Но музыкальное произведение джазовое. Явно не Гайдн. А кто? Пожалуйста, подскажите.

Альфред Шнитке, посвящая свой альтовый концерт своему другу — Ю. Башмету, зашифровал его имя в одной из тем концерта

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке, Музыкальный класс

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Что дети изучают в музыкальной школе, Музыкальный класс

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Музыкальный лад, Музыкальный класс

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей, Музыкальный класс

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

Рейтинг@Mail.ru