Главная 16 Исскуство для души 16 Музыка и риторика: речь и звуки, Музыкальный класс

Музыка и риторика: речь и звуки, Музыкальный класс

Музыка и риторика: речь и звуки

Музыка и риторика: речь и звуки, Музыкальный класс

Влияние на музыку науки об ораторском искусстве – риторики, характерно для эпохи барокко (XVI – XVIII вв.). В эти времена возникает даже учение о музыкальной риторике, представляющее музыку, как прямую аналогию искусства красноречия.

Выраженные риторикой еще в античности три задачи – убеждать, услаждать, волновать – воскрешаются в искусстве барокко и становятся главной организующей силой творческого процесса. Как для классического оратора важнее всего было формирование определённой эмоциональной реакции аудитории на его выступление, так для музыканта эпохи барокко было главным добиться максимального воздействия на чувства слушателей.

В музыке стиля барокко солирующий певец и концертирующий инструменталист занимают на сцене место оратора. Музыкальная речь стремится подражать риторическим спорам, беседам, диалогам. Инструментальный концерт, например, понимался как своеобразное соревнование между солистом и оркестром, с целью раскрытия перед слушателями возможностей обеих сторон.

В XVII в. ведущую роль на эстраде начали играть вокалисты и скрипачи, для репертуара которых были характерны такие жанры, как соната и большой концерт (кончерто гроссо, основанный на чередовании звучания всего оркестра и группы солистов).

Риторике свойственны устойчивые стилистические обороты, которые делают ораторское высказывание особенно выразительным, значительно повышая его образно-эмоциональное воздействие. В музыкальных произведениях эпохи барокко появляются определённые звуковые формулы (музыкально-риторические фигуры), предназначенные для выражения различных чувств и представлений. Большинство из них получило латинские названия своих риторических прототипов. Фигуры способствовали экспрессивному воздействию музыкальных творений, обеспечивали инструментальным и вокальным произведениям смысловую и образную наполненность.

Например, восходящая секунда создавала ощущение вопроса, а, объединённые попарно нисходящие секунды, выражали вздох, оплакивание. Паузирование могло живописать чувство удивления, сомнения, служить подражанием прерывистой речи.

Произведения гениального И. С. Баха глубоко связаны с музыкальной риторикой. Знание этой науки было важным для церковного музыканта. Органист в лютеранском богослужении играл своеобразную роль «музыкального проповедника».

В религиозной символике Высокой мессы И.С. Баxа большое значение имеют риторические фигуры нисхождения, восхождения, и круга.

  • Фигуру круга композитор применяет при прославлении Бога, изображении небес.
  • Восходящие звукоряды символизируют вознесение, воскресение, а ниспадающие интонации ассоциируются с умиранием, скорбью.
  • Хроматические ходы в мелодии, как правило, употреблялись для выражения печали, страдания. Горестное чувство создает хроматика темы фуги фа минор (И. С. Бах «Хорошо темперированный клавир» I том).
  • Восходящий ход на сексту (фигура – восклицание) в теме фуги до-диез мажор (Бах «ХТК» I том) передаёт радостное волнение.

К началу XIX в. влияние риторики на музыку постепенно утрачивается, уступая дорогу музыкальной эстетике.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Как научиться петь, если нет слуха, или, Что делать, если «медведь на ухо наступил», Музыкальный класс

Как научиться петь, если нет слуха, или, Что делать, если «медведь на ухо наступил»? Бывает так, что человек очень хочет научиться петь, но окружающие, часто незнающие, люди говорят ему, что ничего не выйдет, потому что слуха у него якобы нет.

Как играть на скрипке: основные техники игры, Музыкальный класс

Как играть на скрипке: основные техники игры Новый пост о том, как играть на скрипке. Ранее вы уже познакомились с устройством скрипки и её акустическими особенностями, а сегодня в центре внимания – техника игры на скрипке.

Кроссворд по жизни и творчеству Моцарта, Музыкальный класс

Кроссворд по жизни и творчеству Моцарта Доброго времени суток, дорогие друзья! Представляю новый музыкальный кроссворд «Жизнь и творчество Вольфганга Амадея Моцарта». Моцарт – гений музыки, прожил совсем немного (1756-1791), всего 35 лет, но всё что он успел сделать за своё пребывание на Земле, просто потрясает Вселенную.

Рейтинг фирм-производителей фортепиано, Музыкальный класс

Рейтинг фирм-производителей фортепиано Говорят, гениальный Рихтер не любил выбирать рояль перед своим выступлением. Его игра была блестящей вне зависимости от бренда фортепиано.

Музыкальная эксцентрика, Музыкальный класс

Музыкальная эксцентрика Музыкальная эксцентрика – ёмкое, яркое и очень любопытное художественное явление. Под ним понимают исполнение музыки на различных предметах, которые применяются в качестве музыкальных инструментов.

Упражнения для развития музыкального слуха, Музыкальный класс

Упражнения для развития музыкального слуха: пора делиться секретами! Музыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.

Учитесь в музыкальной школе, Музыкальный класс

Учитесь в музыкальной школе Почему не следует упускать возможность поучиться в музыкальной школе? Наверное, у каждого из нас есть знакомые, которые когда-то ходили в музыкальную школу и по разным причинам бросили занятия, так и не окончив курс.

Самые известные марши, Музыкальный класс

Самые известные марши Марш — это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка, Музыкальный класс

Немного о том, какими узами связаны Пифагор и музыка. Все слышали о Пифагоре и его теореме, но далеко не все знают о том, что это был великий мудрец, который повлиял на древнегреческую и древнеримскую культуру, оставив неизгладимый след в мировой истории.

Как быстро выучить стихотворение, Музыкальный класс

Как быстро выучить стихотворение? Знания о том, как быстро выучить стихотворение могут пригодиться не только школьнику или студенту, но и любому человеку. В принципе, на всём протяжении жизни приходиться что-то запоминать, заучивать.

Что такое знаменный распев: значение, история, виды, Музыкальный класс

Что такое знаменный распев: значение, история, виды Русская церковная музыка началась со знаменного распева, возникшего во времена крещения Руси. Его название связано с использованием для его записи особых знаков нотации – «знамен». Их затейливые наименования связаны с графическим изображением: скамейца, голубчик, чашка, два в челну и др. Визуально знамена (иначе – крюки) представляют собой комбинирование чёрточек, точек и запятых.

Как стать регентом церковного хора, Музыкальный класс

Как стать регентом церковного хора? Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать, Музыкальный класс

Сольфеджио и гармония: зачем их изучать? Из предлагаемой статьи вы узнаете, отчего некоторые студенты-музыканты не любят сольфеджио и гармонию, почему так важно полюбить эти учения и регулярно заниматься ими, и какого результата достигают те, кто благоразумно с терпением и со смирением подходят к изучению этих дисциплин.

Любимые блюда композиторов, Музыкальный класс

Любимые блюда композиторов: кулинарные симфонии… Никогда не знаешь, где тебя караулит вдохновение. В осеннем парке, в кабинете или у плиты на кухне.

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков, Музыкальный класс

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом.

Простые аккорды для пианино, Музыкальный класс

Простые аккорды для фортепиано Сегодня поговорим о том, как играть аккорды на фортепиано, и о том, как гитарные аккорды превратить в аккорды для пианино. Впрочем, можно сыграть всё те же аккорды на синтезаторе и вообще на любом другом инструменте.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней.

Ох уж эти тритоны сольфеджио, Музыкальный класс

Ох, уж эти тритоны сольфеджио! Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Рейтинг@Mail.ru