Не пропусти
Главная 16 Бизнес и финансы 16 Ответственность экспедитора

Ответственность экспедитора

Ответственность экспедитора. Ст. 803 ГК РФ. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Это только на первый взгляд работа экспедитором проста. На деле же заниматься придётся не только поездками из пункта А в пункт Б (и то далеко не обязательными), но и всем документальным сопровождением того или иного груза, работой с клиентами и многими другими связанными с логистикой вещами. Но, как в любой деятельности, здесь случаются свои проблемы. Кто же несёт ответственность за трудности, возникшие при перевозке грузов? Что делать экспедитору, если при доставке произошло повреждение перевозимого? И что может ему грозить за некачественное оказание услуг?

Начать, пожалуй, следует с того, кто же такой экспедитор по перевозке грузов. Экспедитор – это человек, на плечи которого ложится ответственность за полное сопровождение транспортировки грузов. Начинается всё с того, что специалист подготавливает все необходимые документы, подбирает подходящий для перевозки транспорт, убеждается в его надёжности, экспедиторы порой даже в процессе транспортировки следят за состоянием перевозимого! Любые, даже самые минимальные проблемы с грузом, – это вина экспедитора, именно поэтому перед отправкой и до приёмки перевозимого заказчиком он тщательно проверяет состояние груза.

Ответственность экспедитора

Для того чтобы состояться в профессии экспедитора, необходимо быть очень ответственным человеком. Малейшая ошибка может стать причиной повреждения грузов, а все убытки сопровождающему приходиться покрывать из своего кармана. Пригодится и оперативность: чем быстрее будет выполнен заказ на перевозку, тем больше вероятность того, что заказчик повторно обратится именно к этому экспедитору, а не к тому, кто будет затягивать сроки. Пунктуальность – ещё одно полезное качество, правда, его вполне можно соединить с оперативностью. Ни один экспедитор не сможет хорошо работать без умения ориентироваться на местности (особенно если он не только сопровождает товар, но и непосредственно перевозит его). Хорошая память и внимательность помогут избежать ошибок при доставке, а также позволят вовремя устранить любые неприятности, возникающие при перевозке. И, конечно, экспедитор не сможет обойтись без коммуникабельности – ему постоянно приходится работать с людьми, так что умение находить общий язык с самыми разными клиентами определённо сыграет ему на руку.

Чуть выше уже упоминалось, что порой экспедитор и сам может заниматься перевозкой, в таком случае он называется водителем-экспедитором. Тому, кто решил попробовать себя на том поприще, будет мало соответствующего высшего экономического образования. Придётся изучать ещё и иностранный язык, чтобы без проблем вести переговоры за рубежом, и основы таможенного права, которые позволят не зависеть от сторонних юристов, а самостоятельно разбираться во всех тонкостях международных перевозок. Про обязательное наличие водительского удостоверения категории В и выше и вовсе говорить не стоит.

Отличается ли ответственность водителя-экспедитора от той, что несёт обычный специалист? Если да, то чем?

Главным законодательным актом, который регулирует работу экспедитора, является ст. 803 ГК РФ об ответственности по договору транспортной экспедиции. Согласно этой статье, если экспедитор каким-либо образом нарушает заключённый им с заказчиком договор, то он несёт в первую очередь материальную ответственность.

Ответственность экспедитора

Вместе с тем, если специалист сможет доказать, что вина лежит не на нём, а на перевозчике (если, конечно, это разные лица), то вид ответственности экспедитора изменяется: он отвечает перед клиентом в той же степени, что и водитель перед ним.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом за максимально точное выполнение условий заключённого между ними договора. Правда, если возникает необходимость внести некоторые изменения в эти самые условия, а специалист не может связаться с клиентом для того, чтобы уточнить, возможны ли эти самые изменения, или же он не получил ответа клиента на этот вопрос, то клиент уведомляется о всех переменах уже по факту.

Экспедитор по перевозке грузов получает от своего клиента доверенность на совершение действий от его имени. Специалист заключает все необходимые соглашения, предоставляя потом заказчику оригиналы договоров. Экспедитор обязан предоставить своему клиенту всю информацию, касающуюся заключённых от его имени договоров, иначе он нарушит закон о защите прав потребителя.

Ответственность экспедитора за сохранность груза закрепляется в его договоре с клиентом. В том случае, если по каким-то причинам перевозимое было потеряно, повреждено или же доставлено не в полном объёме, отвечать специалисту придётся по закону о транспортно-экспедиционной деятельности.

Ответственность экспедитора

Этот же закон распространяется и на те случаи, когда были нарушены сроки доставки груза. Стоит отметить, что если в договоре, заключённом между экспедитором и его клиентом, прописаны меры наказания за нарушение условий договора, отличные от тех, которые предлагаются вышеназванным законом, то ответственность экспедитор понесёт именно по условиям договора. Обычно такая ответственность больше предусматриваемой законом. Наказание экспедитор должен понести в течение календарного года с момента предъявления к нему иска клиентом.

Ответственность экспедитора за утрату груза, его повреждение или несвоевременную его доставку наступает только в случае доказанной вины. Если в ходе судебного разбирательства было установлено, что возникшие проблемы экспедитор предотвратить не мог, то есть они являются следствием неудачного стечения обстоятельств, то ответственность не наступает. В иных же случаях специалист покрывает реальный ущерб, нанесённый клиенту его действиями.

Ответственность экспедитора

Обычно при заключении договоров клиент указывает объявленную ценность перевозимого груза. В случае нарушения экспедитором обязательств по договору, которые повлекли за собой утрату или повреждение груза, экспедитор обязан вернуть либо полную его стоимость, либо сумму, пропорциональную недостающей части груза. Если же объявленная ценность перевозимого неизвестна (то есть клиент нигде её не указал), то возвращаться придётся действительную (подтверждённую) стоимость груза. Для того чтобы установить эту действительную стоимость, используются либо счета клиента, где зафиксирована стоимость груза на момент его продажи или покупки (или же производства – здесь всё зависит от того, откуда клиент получил этот груз), либо берётся рыночная цена аналогичного грузу товара.

Кроме того, ответственность экспедитора в таких случаях подразумевает и возвращение вознаграждения, которое экспедитор взял за свои услуги. Правда, в том случае, если это вознаграждение входит в сумму стоимости груза, то возвращать его не придётся: экспедитор выплатит его в виде компенсации.

Ответственность экспедитора за просрочку доставки груза наступает в том случае, если он не может доказать, что задержка произошла не по его вине, а в силу форс-мажорных обстоятельств. В противном случае перевозчик обязан возместить все причинённые задержкой убытки.

Если же клиентом является физическое лицо, то есть грузоперевозка осуществлялась не для дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности, то за каждый дополнительный день (или час, если это указано в договоре, причём даже если просрочена доставка была только на несколько часов, когда речь идёт о поденной оплате, компенсировать экспедитору придётся задержку в целые сутки), специалист выплачивает пеню в размере 3 % стоимости груза (правда, эта сумма не должна превышать 80 % вознаграждения, выплачиваемого экспедитору за его услуги) в качестве штрафа.

Существует такое понятие, как полная материальная ответственность водителя-экспедитора. То есть в случае возникновения каких-либо проблем с грузом ответственность понесёт именно перевозчик. Здесь всё понятно: экспедитор может влиять на сроки доставки, её условия и другие аспекты, которые находятся в компетенции водителя. Поэтому и его ответственность за всё, что связано с конкретной перевозкой, легко объяснима.

Ответственность экспедитора

Но даже в том случае, когда экспедитор нанимает стороннего водителя, он всё равно сохраняет свою ответственность перед клиентом. Даже если проблемы вызваны действиями перевозчика, виноватым окажется всё равно экспедитор. Вместе с тем водитель всё равно несёт ответственность перед экспедитором, так что и он будет наказан в случае чего. Стоит отметить, что существует ряд ситуаций, ответственность перевозчика в которых гораздо меньше, чем у экспедитора, а то и вовсе отсутствует.

Например, если водитель просрочил доставку груза, то он выплатит только неустойку, не возмещая при этом убытки, которые он причинил задержкой. Экспедитор в такой же ситуации обязан выплатить и сумму убытков, и штрафную неустойку.

Ответственность экспедитора перед клиентом сохраняется на протяжении всего процесса доставки груза (начиная с момента заключения договора об оказании услуг и заканчивая моментом подписания акта приёмки). Но ведь и сам клиент несёт ответственность перед специалистом. Он обязан предоставить всю необходимую и, что главное, достоверную информацию о месте отправки груза, пункте его доставки, габаритах груза, его стоимости и так далее. Кроме того, подписывая договор, клиент принимает на себя обязательства по своевременной оплате перевозки и услуг экспедитора.

Договор материальной ответственности экспедитора позволяет клиенту в случае несоблюдения сроков доставки, доставки груза не в полной комплектации, в ненадлежащем состоянии или и вовсе полной его утере инициировать судебное разбирательство. Правда, начать придётся с предъявления претензий (в случае, когда клиент является предпринимателем. Частное лицо может сразу же писать исковое заявление). Предъявить претензии можно в течение полугода с момента, когда клиент получает подобное право. А этот срок разнится в зависимости от нарушения, совершённого экспедитором:

  • Компенсация причинённых убытков в случае утраты, недостачи или повреждения груза – со дня, следующего за днём выдачи груза.
  • Компенсация убытков, вызванных нарушением сроков исполнения обязательств – со дня, следующим за днём истечения срока договора (если дополнительно не было оговорено иное).
  • Любые другие нарушения – со дня, когда клиент, получатель груза или любое третье заинтересованное лицо получило информацию об этом нарушении.

Отдельно хотелось бы оговорить случаи, когда ответственность экспедитора не наступает. Как уже говорилось выше, если проблемы с доставкой груза или его комплектацией были вызваны форс-мажорными обстоятельствами, то ни перевозчик, ни сам экспедитор (если это были разные лица) не будут отвечать за это. Кроме того, даже в случае задержки, если в договоре между клиентом и экспедитором нет соответствующего пункта, последний не будет нести ответственность, поэтому клиентам, которым принципиальны сроки доставки товара, следует обращать внимание на подобные тонкости.

Ответственность экспедитора

Что касается взаимодействия экспедитора и третьих лиц, стоит отметить, что он не несёт ответственности за то, что делают представители государственных органов (например, при таможенном, санитарном, экологическом и других видах контроля). Более того, если третьи лица, связанные с процессом перевозки груза, были проинформированы экспедитором об особенностях этого груза, о правилах обращения с ним, в случае возникновения каких-либо проблем с этим грузом, отвечать будут именно эти лица, а не экспедитор: сообщая все подробности о грузе, он снимает с себя ответственность за действия третьих лиц.

Поздно говорить о какой-либо ответственности экспедитора, если клиент не предъявил претензии к нему в оговоренный законом срок.

Работа экспедитором, как говорилось выше, постоянно сопряжена с огромной ответственностью. Невнимательность, пренебрежение своими обязанностями могут очень дорого обойтись специалисту. Но всё же существует ряд случаев, когда даже в случае повреждения груза или же нарушении условий его доставки, экспедитор не понесёт никакой ответственности.

Например, если ошибся сам клиент, например, указал неправильное место доставки или предоставил неполный комплект документов на груз, естественно, вина за ошибку ляжет на него, а не на перевозчика. Любые манипуляции с грузом, производимые самим клиентом, например, погрузка его в транспортное средство экспедитора или лица, действующего от его имени, также находятся вне ответственности последнего. В том случае, если клиент не упаковал свой товар надлежащим образом, виноват будет тоже только он (правда, это правило не сработает, если по договору обязанность упаковки была возложена всё же на экспедитора). Клиент обязан сообщать экспедитору или его представителю об особенностях груза: его опасности (например, при перевозке химических веществ), ценности (доставка антиквариата), уязвимостях (особенная хрупкость, как в случае со стеклом), подверженности ухудшению (гниение продуктов питания); если он не предупредил перевозчика о таких особых свойствах перевозимого груза, то и ответственности экспедитор не несёт. Кроме того, форс-мажорные обстоятельства также не попадают под ответственность, которую подразумевают подобные грузовые перевозки.

Одна из главных проблем, которую влечёт за собой гражданская ответственность экспедитора, – отсутствие презумпции невиновности: сам перевозчик должен доказать, что он не нарушал заключённый между ним и клиентом договор, а не следствие должно найти доказательства его вины. В случае возникновения претензий шансов на доказание невиновности очень немного: от ответственности перевозчика могут освободить установленные действия клиента, которые повлекли за собой проблемы с грузом, предоставление клиентом заведомо ошибочной информации, а также форс-мажорные обстоятельства. Вместе с тем в судебной практике каждое исковое заявление рассматривается отдельно – не существует какой-то общепринятой модели ведения подобных дел.

Например, в том случае, если груз был признан утерянным (а это происходит через 90 дней с даты истечения срока действия договора), ответственность перевозчика-экспедитора наступит в том случае, если в ходе судебного заседания будет доказано: он мог предотвратить исчезновение груза. Например, в случае когда был установлен факт кражи этого самого груза, если экспедитор мог помешать противоправным действиям, но не сделал этого (предположим, оставил на некоторое время автомобиль открытым с ключом зажигания в замке, что дало возможность и угнать транспортное средство, и похитить находящийся в нём груз), он признаётся виновным в нарушении своих обязательств по договору. Когда же перевозчик предпринял все необходимые меры безопасности перевозки и меры охраны груза, но последний всё равно был похищен, виноватым экспедитор не будет.

Стоит отметить, что грузовые перевозки, выполняемые с вовлечением экспедитора, порой бывают связаны с перемещением особо ценных грузов. Поэтому клиенты предпочитают обеспечить безопасность своего имущества путём его страхования. Страхование помогает обеспечить компенсацию в связи с потерей груза или причинением ему вреда, кроме того, экспедиторам, которые имеют договоры страхования, клиенты доверяют гораздо больше.

Ответственность экспедитора

С другой стороны, страховые компании не будут покрывать убытки, связанные с перевозкой незаконных грузов или же перевозкой грузов с особой ценностью (ценных бумаг, валюты и так далее). Если при доставке была повреждена упаковка груза или сорваны какие-либо пломбы – это тоже не относится к страховым случаям. Использование транспортных средств в ненадлежащем для перевозок состоянии – это ответственность экспедитора, но никак не страховщиков. Не компенсируются и убытки, причинённые заведомо неосторожным обращением с грузом либо клиентом, либо перевозчиком (отправка стекла без специальной упаковки). И, конечно, не будут возвращены деньги, потерянные в результате воздействия на груз форс-мажорных обстоятельств.

Если экспедитор обнаружил, что произошёл страховой случай, он обязан проинформировать об этом свою страховую компанию или её посредника. Кроме того, если перевозчик понимает, что страховой случай является следствием противоправных действий, он должен проинформировать об этом и соответствующих правоохранителей. Если ещё не поздно, экспедитор должен обеспечить сохранение груза.

В случае когда перевозчик передал груз лицу, которое не имело специальных документов, наделявших его полномочиями по получению этого груза, вся ответственность ложится на экспедитора. Если же были использованы поддельные документы, то есть имело место мошенничество, страховка всё же прокроет убытки клиента.

Отдельно стоит заметить, что если экспедитор нанимал для выполнения своих обязательств по договорам третьих лиц (водителей, например), и вина за причинённый клиенту ущерб легла на их плечи, то и выплата всех компенсаций клиенту осуществляется именно этими лицами, а не страховыми компаниями.

Кажется, ответственность экспедитора может наступить при малейшем нарушении им условий договора. Законодательно так оно и есть. Но вместе с тем существует ряд моментов, которые помогут перевозчику избежать наказания за несвоевременную доставку груза или доставку его в ненадлежащем состоянии или неполной комплектации. Главное – знать свои права, а не только обязанности, именно это поможет правильно оценить возможную ответственность.

О admin

x

Check Also

Увольнение за пьянство на рабочем месте: статья, приказ, порядок

Увольнение за пьянство на рабочем месте: статья, приказ, порядок Увольнение за пьянство на рабочем месте часто ставит крест на дальнейшей карьере человека. Это и не удивительно: нахождение на предприятии в ...

Необходимые качества предпринимателя

На сегодняшний день во многих странах успешно развивается отрасль предпринимательства, создаются как малые фирмы, так и крупные организации, которые предлагают свои товары и услуги потребителю. Спектр этих товаров и услуг ...

Как выбрать нишу для интернет-магазина в кризис: пошаговая инструкция

Как выбрать нишу для интернет-магазина в кризис: пошаговая инструкция Зная о том, как выбрать нишу для интернет-магазина вещей, можно успешно начать свое дело в виртуальном мире и быстро получить первую ...

Аудит персонала

Аудит персонала. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда. Аудит и контроллинг персонала Чтобы компания работала эффективно, в коллективе должна царить доброжелательная здоровая атмосфера. Не всегда владелец предприятия в силах ...

Ломбардные кредиты: ставки и сроки

У людей часто случаются ситуации, когда деньги необходимы срочно, а получить в долг их не у кого. Если есть уверенность, что финансовое положение поправится, то для этого можно использовать ломбардные ...

Разведение калифорнийских кроликов как бизнес: условия содержания и кормление

Разведение калифорнийских кроликов как бизнес: условия содержания и кормление Одно из самых интересных занятий – это разведение калифорнийских кроликов. Они легко приспосабливаются к условиям содержания, поэтому эта порода идеальна и ...

Роберт Аллен Множественные источники дохода: обзор

Роберт Аллен «Множественные источники дохода» писал для самых обычных людей, которые желают обрести финансовую независимость. Книга написана простым и понятным языком, но вникнуть в суть все равно придется. Следует отметить, ...

Анализ оборачиваемости средств

Анализ оборачиваемости средств. Коэффициент оборачиваемости: формула Анализ оборачиваемости — одно из ведущих направлений аналитического изучения финансовой деятельности организации. По итогам проведённого анализа выносятся оценки деловой активности и эффективности управления активами ...

Правосубъектность физических лиц: понятие и характеристика

Правосубъектность физических лиц: понятие и характеристика Правосубъектность физических лиц – тема для обсуждения не одного поколения профессиональных юристов. Её актуальность заключается в том, что любая взаимосвязь отличается наличием субъекта, обладающего ...

Казначейский билет: определение, история, схожие понятия

Казначейский билет: определение, история, схожие понятия Наверняка вы сталкивались с тем, что заметить разницу между видами различных денежных знаков нелегко. В этой статье мы подробно разберем, что скрывается за определением ...

Как создать инфобизнес с нуля: пошаговая инструкция

Как создать инфобизнес с нуля: пошаговая инструкция В последнее время в сети Интернет все чаще и чаще можно встретить такое понятие, как инфобизнес. Это собственное дело, которое способно приносить неплохой ...

Коллективное предпринимательство: определение понятия

Коллективное предпринимательство: определение понятия Коллективное предпринимательство представлено разнообразными кооперативами. Очень часто встречаются производственные, когда несколько человек объединяются по своей воле, чтобы далее производить некую деятельность. Она может быть производственной либо ...

Дифференциация заработной платы и ее причины

Дифференциация заработной платы работников различных отраслей и профессий существует во всех странах. Она в основном зависит от соотношения спроса, а также предложения конкретных рынков труда. Когда спрос на какой-либо вид ...

ОПЕК: цели, задачи, штаб-квартира, история создания, генеральный секретарь

ОПЕК: цели, задачи, штаб-квартира, история создания, генеральный секретарь В средствах массовой информации то и дело появляется такая аббревиатура, как ОПЕК. Цели этой организации заключаются в регулировании рынка черного золота. Структура ...

Кто осуществляет исполнительную власть в РФ, какой орган?

Кто осуществляет исполнительную власть в РФ, какой орган? Многие начинающие юристы задаются таким вопросом: кто осуществляет исполнительную власть в РФ? Главенствующим субъектом данного вопроса является правительство, которое обладает определёнными полномочиями ...

Входит ли декретный отпуск в трудовой стаж? Особенности расчета

Входит ли декретный отпуск в трудовой стаж? Особенности расчета Каждая женщина с нетерпением ждет того момента, когда она станет мамой. Но, к сожалению, радостное время ожидания могут омрачить мысли о ...

Как создать свое приложение для Андроид: пошаговая инструкция и особенности

Как создать свое приложение для «Андроид»: пошаговая инструкция и особенности В 2008 году компания Google впервые выпустила операционную систему «Андроид», которая тут же завоевала сердца любителей гаджетов. Разработчики сделали новую ...

Домашний станок для обработки камня

Камень имеет богатую историю применения в качестве строительного материала, но сегодня его сложно назвать лидером в данной отрасли. Его все активнее заменяют искусственные агломераты и композитные изделия, близкие по эксплуатационным ...

Рейтинг@Mail.ru