Главная 16 Автоюрист 16 Автомобилистам разрешили требовать возмещение ущерба с виновника ДТП

Автомобилистам разрешили требовать возмещение ущерба с виновника ДТП

Автомобилистам разрешили требовать возмещение ущерба с виновника ДТП

Автомобилистам разрешили требовать возмещение ущерба с виновника ДТП

Конституционный суд разрешил автовладельцам требовать дополнительной компенсации через суд с виновника ДТП, если выплаченная страховщиками сумма по ОСАГО оказалась меньше реального ущерба. Эксперты говорят, что в решении КС нет ничего нового.

В высшую судебную инстанцию страны обратились четыре автомобилиста из Краснодарского края. Они попросили проверить конституционность положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса (ГК) РФ.

Все четверо стали участниками ДТП, но получили со страховых компаний меньшие выплаты на ремонт, так как они производились с учетом износа поврежденных деталей.

Изначально автомобилисты обратились в местный суд с требованием взыскать недополученную разницу с виновников аварий.

Однако в итоге Краснодарский краевой суд, ссылаясь на оспоренные нормы ГК РФ и разъяснения Верховного суда РФ, оставил их требования без удовлетворения, так как износ деталей необходимо учитывать и при подобных исках.

«Согласно разъяснениям ВС РФ, данным в Обзоре судебной практики в 2015 году, потерпевший может требовать от причинителя вреда сумму ущерба, рассчитанную по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, т.е. с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов», — говорится в материалах КС.

Госдума примет закон о натуральном возмещении ОСАГО в январе

Истцы посчитали, что оспариваемые ими нормы ГК являются неопределенными, из-за чего они и не могут взыскать с виновника аварии полную сумму ущерба без учета износа деталей и тем самым восстановить свои нарушенные права.

В связи с этим автовладельцы попросили КС признать указанные статьи ГК неконституционными.

Двое судей КС, в том числе председатель Валерий Зорькин, дали подробные разъяснения заявителям.

Они напомнили, что закон об ОСАГО является специальным нормативным правовым актом и регулирует исключительно эту сферу правоотношений. Но так как закон направлен на защиту прав потерпевших, то он не исключает распространение действия общих норм Гражданского кодекса РФ об обязательствах из причинения вреда на отношения между потерпевшим и лицом, причинившим вред.

«Поэтому при недостаточности страховой выплаты на покрытие ущерба потерпевший вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет виновного лица путем предъявления к нему соответствующего требования», — говорится в решении КС.

Ранее пленум Верховного суда (ВС) дал судам разъяснения включать в состав реального ущерба расходы на восстановление автомобиля, если для этого понадобились новые материалы.

«Однако впоследствии судебная практика пошла по другому пути, и размер выплаты ущерба страховщиком или причинителем вреда стал определяться только в соответствии с Единой методикой. В результате оспоренные нормы стали рассматриваться как не предполагающие возмещение вреда в полном объеме с непосредственного причинителя вреда», — говорится в сообщении суда.

Такое понимание приводит к несоразмерному ограничению права потерпевшего, в данном случае автовладельца, на возмещение вреда, то есть фактически нарушению его конституционных прав.

«Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК РФ полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП», — подытожили судьи КС.

При этом суды могут уменьшать сумму ущерба, если для ремонта использовались детали или узлы, которые имеют постоянный износ и подлежат регулярной замене, а также в случае, если виновник ДТП найдет «более разумный» способ исправить повреждение автомобиля.

Комитет Госдумы перенес рассмотрение законопроекта о натуральном ремонте

Тем не менее суд пришел к выводу, что оспоренные нормы не противоречат Конституции с учетом данного толкования, и постановил пересмотреть дела заявителей.

Решение суда прокомментировал президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Он заострил внимание на том, что КС подтвердил конституционность ОСАГО в целом.

«Весь процесс ОСАГО признан конституционным. Тем людям из Краснодарского края, которые обращались и говорили, что это неконституционно и что они не могут полностью починить в рамках ОСАГО свой автомобиль, было сказано «нет», — отметил Юргенс. — Закон об ОСАГО вводит лимит 400 тыс. рублей по «железу», 500 тыс. рублей по жизни и здоровью. Вы не можете заплатить 6 тыс. рублей премии и получить миллионы за ремонт. Это выше здравого смысла».

При этом Юргенс, высказывая личное мнение, с самим решением КС отчасти не согласился.

«Представьте ситуацию: обладатель Bentley, в его автомобиль врезается, не справившись с управлением в плохую погоду, молодая обладательница Lada Priora. Она за рулем два года, машина куплена в кредит. Владелец Bentley говорит: «Нет, 400 тыс. рублей мне не хватит, ты, дорогая, мне должна еще 6 млн рублей за два крыла и все остальное».

В этой ситуации я не вижу справедливости. Это ровно то, с чего мы начинали. Это означает, что девушка должна продать квартиру, залезть в долги. Для меня это решение носит не совсем бесспорный характер», — заявил он, признавая тем не менее высочайшую квалификацию судей.

По мнению эксперта в области страхования Антона Басова, в реальности разъяснение КС РФ не только не предоставляет автомобилистам никаких новых возможностей, но и не способно ничего изменить.

«Эта процедура существовала и раньше. Лицо защищает свои права и интересы тем способом, который разрешен законом. Это не только ОСАГО, но и нормы Гражданского кодекса. Я не думаю, что это разъяснение имеет перспективы.

Это просто фиксация тех отношений, которые уже существуют», — пояснил Басов.

При этом он отметил, что в России страховщики зачастую существенно занижают стоимость имущества, тем самым заставляя клиентов обращаться в суды самостоятельно.

«Страховщики сильно недоплачивают клиентам. И не только за детали. Есть много разных аспектов и способов злоупотребления», — сказал эксперт.

По его словам, проблема, однако, заключается не в злом умысле страховщиков, а в самом устройстве системы автострахования в России.

Российский союз автостраховщиков обратился в Верховный суд

«Было бы справедливо, если страховые компании занимались только страхованием, а вопросы, связанные с выплатами, регулировались бы как-то иначе. Например, в ряде европейских государств оценка ущерба предоставлена сертифицированным станциям технического обслуживания, которые фиксируют факт повреждения и самостоятельно приступают к ремонту. Уже после этого страховая компания выплачивает деньги.

Получается, что граждане избавлены от беготни по страховым и судам»,

— подытожил эксперт, добавив, что Россия в области страхования отстает от Европы примерно на 70 лет, однако с каждым годом это «расстояние» существенно сокращается.

О admin

x

Check Also

Трактор к какой категории относится? Сколько категорий тракторных прав?

Трактор к какой категории относится? Сколько категорий тракторных прав? Чтобы узнать, трактор к какой категории относится согласно отечественным нормам, необходимо разобраться в классификации машин по тяговым характеристикам и типу прав, ...

Что такое Платон на дорогах? На каких дорогах действует Платон?

Что такое «Платон» на дорогах? На каких дорогах действует «Платон»? Вокруг небезызвестной системы «Платон» в последнее время ходит много разногласий, споров и даже конфликтов. В этой статье будут предоставлены ответы ...

ПДД: скорость движения

Не углубляясь в историю создания правил дорожного движения, можно с уверенностью сказать, что они составлялись для уменьшения количества аварийных ситуаций. Собственно и ограничение скорости вводится для этих же целей. Ведь ...

Сертификация автосервиса

Сертификация автосервиса. Нужен ли сертификат автосервису? Грузовой автосервис В постоянно развивающемся мире очень важно быть мобильным. Из-за этого на данный момент практически все семьи со средним доходом имеют хотя бы ...

Не пришел налог на машину, что делать?

Сегодня нам предстоит выяснить, как себя вести, если не пришел налог на машину. Ни для кого не секрет, что налоговые задолженности способны доставить массу хлопот гражданам. Поэтому приходится постоянно беспокоиться ...

Что делать, если страховая не платит по ОСАГО или КАСКО

Что делать, если страховая не платит по ОСАГО или КАСКО Страховые компании хотят заработать. Поэтому они пользуются всеми возможностями, чтобы не выплачивать страховое возмещение ущерба после ДТП по ОСАГО или ...

Что делать, если страховая задерживает выплату по осаго, Юридическая компания — ЮриКом

Что делать, если страховая задерживает выплату по осаго. Каждый автолюбитель в нашей стране знает, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в простонародье – ОСАГО, было введено законодателем для ...

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если ...

Незаконные отказы в страховых выплатах по ОСАГО

Возникли вопросы или нужна консультация, звоните по номерам или задайте вопрос юристу Иногда страховые компании в силу своей некомпетентности или недобросовестности незаконно отказываются выплачивать страховое возмещение ущерба лицам, пострадавшим в ...

Попал в ДТП без ОСАГО: как получить выплату с виновника

Что делать, если попал в ДТП без ОСАГО. Порядок взыскания ущерба с виновника в досудебном и судебном порядке. Полис обязательного автострахования является, в том числе, гарантией получения компенсации за полученные ...

Возмещение ущерба с виновника ДТП через суд, если нет полиса ОСАГО

Как получить возмещение ущерба с виновника ДТП при отсутствии полиса ОСАГО Таковы правила, что страховка на случай дорожной аварии должна быть у каждого сидящего за рулём. Однако существуют и исключения. ...

Срок выплаты по ОСАГО 20 дней

01.09.2014 в силу вступили поправки закона об ОСАГО, касающиеся сроков выплат (рассмотрения дела) по ОСАГО. Теперь если виновник ДТП застрахован после 01 сентября 2014 срок рассмотрения дела составит 20 календарных ...

Срок обращения в страховую компанию по ОСАГО после ДТП

В какой срок нужно обратиться в страховую после ДТП Российская система обязательного страхования ОСАГО, пройдя очень непростой десятилетний путь, в 2014-2015 годах подверглась самому настоящему государственному реформированию. Именно в этот ...

Регрессное требование к виновнику ДТП — что это такое, страховой компании

Регрессное требование к виновнику ДТП о возмещении ущерба Водитель транспортного средства обязан застраховать свою ответственность перед третьими лицами. Такое страхование реализуется через полис ОСАГО. Оформляя страховой полис, водитель считает, что ...

Выплаты по ОСАГО в 2018 году за повреждения автомобиля

На сегодняшний день любое транспортное средство полежит страхованию по ОСАГО. Благодаря полису владелец в случае повреждения своего автомобиля гарантировано получит денежные выплаты. Эта процедура получила свое закрепление в законодательстве, и ...

ОСАГО без ГИБДД

С 1 июля 2015 года водители могут практически все мелкие аварии оформлять без вызова инспекторов ГИБДД – если нет пострадавших, то достаточно будет позвонить по телефону 02 и сообщить об ...

Как получить выплату по ОСАГО после ДТП в 2017 г

Сегодня практически каждый, кто попал в аварию застрахован по договору автогражданской ответственности. И казалось бы должен чувствовать себя защищённым в этот момент, но на практике совершается множество ошибок или всплывают ...

Заработал приоритет натурального возмещения по ОСАГО

Наши дороги › Заработал приоритет натурального возмещения по ОСАГО По договорам, заключённым до 28 апреля 2017 года, клиенты тоже могут получить натуральное возмещение ущерба, но лишь со своего согласия. В ...

Рейтинг@Mail.ru